Wormhole, Червоточина, Вормхол, ВХ — это космические аномалии, которые соединяют две или более солнечных систем. Подобно космическим вратам, они позволяют пилотам путешествовать из одной системы в другую, но в отличии от них, ВХ непостоянны. Они соединяют системы на некоторый промежуток времени и закрываются, когда заканчивается время их жизни или превышено ограничение по массе.
ВХ могут соединять две системы, расположенные далеко друг от друга и являться временным порталом для быстрого перемещения между ними. Они также могут быть проходом в неисследованные системы (wormhole-space, w-space), которые отсутствуют на звездной карте (Starmap, F10). Будьте осторожны, когда проходите в ВХ, т. к. никогда заранее не известно, что вас может ожидать с другой стороны.
ВХ можно найти во время исследования систем с помощью сканирующих зондов (Core Scanner Probe, пробка). Так же как и другие космические объекты, ВХ являются космическими сигнатурами (cosmic signature).
Как уже было сказано, пока не пройдешь в ВХ — не узнаешь куда она ведет. Но некоторую информацию о ВХ все-таки можно узнать до прохода в неё. Если подлететь к ВХ и открыть окно информации, то можно узнать некоторые подробности. На скриншоте ниже показана ВХ, ведущая в систему со статусом безопасности 0.0 (нули):
Все ВХ делятся на классы с 1 по 9. Классы с 1 по 6 ведут в w-space разной сложности. Классы с 7 по 9 ведут в k-space (known-space, все имперские системы и нули): ВХ 7 класса ведут в хайсек, 8 класса — в лоусек, 9 класса — в нули.
Узнать класс ВХ можно так же из окна информации:
Когда входите в ВХ, возможны два варианта событий.
В первом случае, вы просто попадете в такой же k-space. Это может быть система с другим статусом безопасности, чем та в которой вы были, так что будьте внимательны. Пример: вы проходите в ВХ из системы со статусом безопасности 0.8 и попадаете в систему со статусом 0.0. Может быть и наоборот, из 0.0 попадаете в 0.8. Если у вас низкий личный статус безопасности, вы можете попасть в систему, где вам будут не рады.
Во втором случае, вы попадаете в w-space. Такие системы, по сложности, делятся на классы: от 1 до 6. Классы с 1 по 3 могут иметь ВХ как в k-space так и в w-space. Классы с 4 по 6 обычно имеют ВХ только в w-space, за редким исключением. До сих пор, никто не нашел системы глубже 5 входов в w-space.
Если ВХ ведет в k-space, то пройдя в нее вы попадете в другую систему, которая есть на карте. У нее есть имя, и вы можете перемещаться в ней обычным способом. Если ВХ не закрылась после вашего прохода, то пройдя в нее вы попадете в систему, с которой входили. Не забудьте, что ВХ закрывается через определенный промежуток времени. Но может закрыться и раньше, если был превышен лимит массы.
Если ВХ ведет в w-space, то после прохода у большинства новичков сразу возникает вопрос: «Как вернуться обратно?». В некоторых случаях, ВХ ведущая обратно, будет присутствовать рядом с тем местом, где вы появились. Так же, как и в случае с k-space, ВХ может закрыться, и вам придется искать другой выход. В w-space может присутствовать от одной до нескольких ВХ. Они могут вести как в k-space, так и в более опасный w-space. Чтобы найти выход из w-space, вам опять придется воспользоваться пробками.
Находясь в w-space ОБЯЗАТЕЛЬНО делайте буку (Bookmark location, Сделать закладку места) на ВХ, через которую вы прошли! Если вы решите полетать в системе, вы сможете прыгнуть на букмарку, чтобы вернуться обратно. Но не летайте слишком долго, иначе ВХ закроется.
Но что делать, когда у вас нету пробок, и ВХ, в которую вы прошли, закрылась за вами? Можно попросить помощи у других игроков в локальном чате, и они вам помогут. Они просто взорвут ваш корабль и убьют яйцо(pod), тем самым отправив вас на станцию. К сожалению, в 90% случаев, это единственный выход из ситуации. И многие игроки сами выходят из корабля, и самоуничтожают под. Поэтому, перед тем как начинать исследования ВХ, проверьте следующее:
У ВХ есть два ограничения на массу:
Дырки всегда пропускают корабль, который подходит по ее массе, даже если массы самой дыры не хватает для прохода корабля. Пример: если максимальная масса, которую пропускает ВХ — 300кк, но осталось менее 200кк из 2000кк, то орка (Orca), массой 300кк с аб/мвд (Afterburner/Microwarpdrive), пройдет в дырку без проблем, но вормхол при этом закроется.
Капитал шипы (Capital Ships, Корабли большого тоннажа) могут пройти в ВХ, если ограничение на массу корабля это позволит. Однако, цино-поля(cynosural field) открывать в w-space бессмыслено, т. к. корабли не смогут прыгнуть на него. Суперкапиталы, такие как титаны и мазеры(mothership, корабль-носитель), не смогут пройти в ВХ, т. к. они слишком большие.
Через дыру можно провести только карриеры (Carriers) и дреды (Dreadnoughts), если позволяет это сделать масса ВХ и только в классы с5-с6. В других классах можно построить данные капитал шипы, но вывести их оттуда не представляется возможным.
Капитал шипы, которые не могут пройти в системы с высоким статусом безопасности, так же не смогут пройти в них из w-space. Пример: Archon, который не может пройти в системы со статусом безопасности от 1.0 до 0.5, не сможет пройти в эти системы из w-space через ВХ.
ПОСы (POS, Player Owned Stations; Станции, принадлежащие игрокам) могут быть установлены в ВХ, но логистика и заправка усложняется из-за того, что ВХ постоянно закрываются и открываются в разных системах. Установка ПОСов в w-space может быть очень выгодна, так как их можно использовать как станции для временного проживания или для защиты при отступлении. Так же как нельзя установить суверенитет в w-space, так же нельзя и устанавливать аутпосты.
В w-space локальный чат работает не так как в k-space. Пока вы не напишите в чат, ваш персонаж не будет отображаться в списке персонажей. И это значит, что в w-space, в отличии от имперских систем или нулей, определить, кто находится в системе, нельзя. Если вы в клоке(cloaking device, невидимость), то о вашем присутствии вообще никто не узнает.
В w-space обитает самая опасная раса НПЦ-пиратов — Слиперы(Sleepers). Чтобы найти их вам нужно просканировать систему пробками или бортовым сканером. Учтите, что чем выше класс системы, тем Слиперы опаснее и умнее. Их намного сложнее убить, чем НПЦ в Империи или нулях, но зато с них добывается более дорогой лут и сальваг, которые можно продать или использовать для производства Т3 кораблей.
Обратите внимание, что w-space системы, так же как и k-space системы, имеют имена, а точнее идентификаторы.
Как уже было сказано, w-space это очень опасное и непредсказуемое место. При входе в ВХ вы можете получить предупреждение об аномальных изменения в физики внутри системы. Например, вы можете обнаружить, что у корабля улучшились или ухудшились щиты. Есть и другие варианты воздействий, но имейте ввиду, что они действуют на все корабли внутри системы, кроме кораблей НПЦ-пиратов.
Если в системе действуют какие-либо бонусы, то вы увидите сообщение: «Локальные пространственные феномены могут странным образом воздействовать на ваш корабль» («Local spatial phenomena may cause strange effects on your ship systems»). Присмотритесь к фону системы и сравните его с примерами ниже, чтобы определить какие бонусы вы будете получать в системе.
Чтобы определить силу бонуса, вам нужно знать к какому классу принадлежит система. Так же, эти бонусы отображаются в окне информации корабля и модулей.
Black Hole | Class 1 | Class 2 | Class 3 | Class 4 | Class 5 | Class 6 |
---|---|---|---|---|---|---|
Множитель инерции (Inertia) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Множитель макс. дальности (Max Range) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Модификатор спада (Falloff) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Множитель скорости ракет (Missile Velocity) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Множитель макс. скорости (Maximum velocity) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Множитель дальности контроля (Control range) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Cataclysmic Variable | Class 1 | Class 2 | Class 3 | Class 4 | Class 5 | Class 6 |
---|---|---|---|---|---|---|
Множитель починки брони (Armor repair amount) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Множитель починки щита (Shield repair amount) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Множитель перекачки щита (Shield transfer amount) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Множитель удаленной починки (Remote repair amount) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Множитель емкости капаситора (Capacitor capacity) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Множитель восстановления капаситора (Capacitor recharge time) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Magnetar | Class 1 | Class 2 | Class 3 | Class 4 | Class 5 | Class 6 |
---|---|---|---|---|---|---|
Бонус дальности захвата цели (Targeting Range) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Множитель скорости поворота орудий (Tracking Speed) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Множитель урона (Damage multiplier) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Множитель скорости массового урона [ракеты] (AOE velocity) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Множитель скорости дронов (Drone velocity) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Pulsar | Class 1 | Class 2 | Class 3 | Class 4 | Class 5 | Class 6 |
---|---|---|---|---|---|---|
Бонус ХП щита (Shield HP) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Бонус дальности захвата цели (Targeting Range) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Штраф на размер сигнатуры (Signature Penalty) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Штраф на ЭМ-сопротивление брони (Armor EM resistance) |
10% | 18% | 22% | 27% | 34% | 50% |
Штраф на кинетическое сопротивление брони (Armor kinetic resistance) |
10% | 18% | 22% | 27% | 34% | 50% |
Штраф на тепловое сопротивление брони (Armor thermal resistance) |
10% | 18% | 22% | 27% | 34% | 50% |
Штраф на взрывное сопротивление брони (Armor explosive resistance) |
10% | 18% | 22% | 27% | 34% | 50% |
Множитель времени восстановления капаситора (Capacitor recharge time) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Red Giant | Class 1 | Class 2 | Class 3 | Class 4 | Class 5 | Class 6 |
---|---|---|---|---|---|---|
Множитель урона от перегрева (Heat damage) |
1.10 | 1.18 | 1.22 | 1.27 | 1.34 | 1.50 |
Множитель бонуса перегрева (Overload bonus) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Множитель дальности смарт-бомб (Smart bomb range) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Множитель урона смарт-бомб (Smart bomb damage) |
1.25 | 1.44 | 1.55 | 1.68 | 1.85 | 2.00 |
Wolf-Rayet | Class 1 | Class 2 | Class 3 | Class 4 | Class 5 | Class 6 |
---|---|---|---|---|---|---|
Штраф на размер сигнатуры (Signature Penalty) |
0.90 | 0.81 | 0.73 | 0.66 | 0.59 | 0.50 |
Бонус на ЭМ-сопротивление брони (Armor EM resistance) |
+10% | +18% | +22% | +27% | +34% | +50% |
Бонус на кинетическое сопротивление брони (Armor kinetic resistance) |
+10% | +18% | +22% | +27% | +34% | +50% |
Бонус на тепловое сопротивление брони (Armor thermal resistance) |
+10% | +18% | +22% | +27% | +34% | +50% |
Бонус на взрывное сопротивление брони (Armor explosive resistance) |
+10% | +18% | +22% | +27% | +34% | +50% |
ЭМ-сопротивление щита (Shield EM Resistance) |
-10% | -18% | -22% | -27% | -34% | -50% |
Взрывное сопротивление щита (Shield Explosive Resistance) |
-10% | -18% | -22% | -27% | -34% | -50% |
Кинетическое сопротивление щита (Shield Kinetic Resistance) |
-10% | -18% | -22% | -27% | -34% | -50% |
Тепловое сопротивление щита (Shield Thermal Resistance) |
-10% | -18% | -22% | -27% | -34% | -50% |
Множитель урона малых орудий (Small weapon damage) |
1.25 | +44% | +55% | +68% | +85% | +100% |
Вормхолы имеют так называемые статики — это дырки в другие системы одного класса и которые всегда есть в системе. Пример: если с1 имеет статику в хайсек, то после закрытия этой дырки (по массе или времени, не важно) в системе сразу же появляется аналогичная дырка в хайсек с начальными массой и временем.
Системы второго класса уникальны тем, что имееют две статики в отличие от других систем, которые обычно ведут в k-space и в w-space. Если закрывается одна из дырок, то опять же в системе открывается аналогичная дырка.
Так же в системах w-space имеются «динамичные»/«рандомные» дырки, которые могут вести как и в k-space, так и в w-space. Эти дырки, после их закрытия, не открываются в системе по аналогии со статиками и появляются абсолютно случайно, но есть определенные закономерности их появления в определенных классах. Пример: Х702 — дырка, ведущая в системы третьего класса и появляющиеся только в k-space, или D792 — дырка, ведущая в хайсек и появляющаяся только в с5/с6, или С140 — дырка, появляющаяся также в системах с5/с6, но ведущая в лоусек.
Системы 4 класса примечательны тем, что там никогда не появляются дырки в k-space — ни из k-space в с4, ни из с4 в k-space.
Главное свойство ВХ — нестабильность. Поэтому, обязательно придет время, когда она закроется. Однако, ВХ обладают некоторыми параметрами, которые влияют на её стабильность. Эти параметры можно посмотреть в окне информации вормхола: через сколько времени закроется ВХ и какая масса у ВХ в данный момент.
Для времени жизни ВХ:
Для массы ВХ:
Стоит так же добавить, что приведенные выше цифры не всегда точны и имеют свойство варьироваться в пределах плюс-минус 10%. То есть, масса ВХ может быть не 2000, как вы могли подумать, а 2200 или 1800. По времени также применителен этот «фалоф» — дырка может закрыться не ровно через 24 часа, а плюс час или даже полтора.
В интернете есть несколько сервисов, которые облегчают определение типа ВХ и их параметров, бонусов w-space, статистики проходов в w-space. Вот некоторые из них:
Перевод © Jeiwan