История ордена восходит к Эпохе Созерцания. То был спокойный период истории Амарров: Наместники обрели могущество, но о неограниченной власти пока не могло быть и речи. Вместо этого, их силы были направлены на закрепление основ будущего могущества. В этом отношении оказался чрезвычайно удобным институт Императорской власти — он позволял управлять массами опосредованно, не подвергая при этом опасности собственные жизни.
Тем не менее, Наместникам хотелось обладать полнотой исполнительной власти в критических случаях — например, если Император станет чересчур могущественным слишком быстро.
Для сохранения видимости нейтралитета, они передали эту власть специальной организации, известной как Изрекающие Истину — религиозному ордену, состоящему из тщательно отобранных богословов, уважение народа к которым превосходило даже почтение к Императору и его семье. Кроме того, от членов ордена требовались мягкость, покорность, и склонность к размышлениям. В общем, это были люди, больше заинтересованные в наставлении последователей, нежели в участии в грязных политических интригах. Или, если уж совсем кратко: те, кто не доставлял бы никаких проблем.
Деятельность Ордена никогда не афишировалась, а его настоящее предназначение скрывалось от Императора и его сторонников бесчисленными законами, религиозными положениями и бюрократическими тонкостями. Единственно прослеживаемое назначение Ордена состояло в разрешении вопросов Веры — при этом слово Ордена считалось равным решению самого Императора. Кроме того, чтобы покрыть имевшие место расходы, Орден выступал в роли образовательного учреждения, где проходили обучение студенты из семей Наместников. Этот аспект подразумевал, что Изрекающие Истину не будут втянуты в политические интриги, и не привлекут ненужного внимания. Наместникам приходилось предпринимать специальные меры, чтобы Изрекающим Правду не пришлось противодействовать Императору, или, тем более, накладывать вето на принимаемые им решения. В результате, подобных случаев не возникало, и большая часть правящего аппарата перестала обращать на Изрекающих Истину внимания.
***
Долгое время Орден жил своей тихой жизнью. Расположенный в удаленном о центра секторе (чтобы не быть вовлеченными в политику), по большей части Орден мог действовать совершенно самостоятельно. Если отбросить в сторону скрытое предназначение Ордена, Изрекающие Истину демонстрировали обычные аспекты религиозной жизни: изучали естественные науки, вели полуотшельническую жизнь, и даже предлагали временное убежище беженцам и другим нуждающимся.
В действительности же, руководство Ордена быстро осознало, что лучший способ обеспечить выживание Ордена — это не пытаться уничтожить установленные Наместниками политические препятствия: как только те почувствуют нарастающее напряжение, Орден будет немедленно расформирован. Вместо этого было решено направить свои способности на то, чтобы внедриться в саму иерархию Наместников настолько глубоко, что отделение Ордена стало бы немыслимо. Таким образом, Изрекающие Истину сконцентрировались на создании репутации выдающегося образовательного института, предлагающего курс обучения одновременно и детям Наместников, и бесплатное образование для детей незнатного происхождения, подающих большие надежды. Обучение знати привело к явному росту популярности Ордена среди правящего класса. Более того, успешно окончившие обучение получали доступ в высшее общество, усиливая там позиции Ордена. В тоже время, в образовательной программе для простых людей делался сильный упор на религиозной подготовке, делая ее все более популярной среди знати, положительно относившейся ко всему, что имело целью держать обычных людей послушными и верными Трону.
Тактика сработала. Ко времени Нравственной Реформы Орден рассматривался как неотъемлемая часть Амаррийской знати — уважаемая организация, совмещающая духовный и академический аспекты. Более того, аполитичность Ордена оценивалась настолько высоко, что он даже привлекался для исполнения изначально заложенной административной функции, хотя и далеко не в полную силу. Принадлежащие к Ордену наделялись Божественным правом выступать арбитрами как в религиозных, так и в мирских делах. В то время как Изрекающие Истину могли выносить решение по своему усмотрению, устав Ордена в некоторых случаях делал это довольно нетривиальным. В конечном итоге, их решение стал рассматриваться вовлеченными сторонами скорее как акт веры, нежели основанным на юридическом базисе. Во время укрепления позиций Священного Синода в роли основного авторитета в вопросах церковных испытаний и наказаний, Орден стал рассматриваться его частью. Однако, учитывая образовательную деятельность, Изрекающие Истину предпочли действовать в качестве независимого института, и Священный Синод привлекал их для решения спорных вопросов только в исключительных случаях.
Разумеется, когда Орден вовлекался в процессы, затрагивающие высокопоставленных особ, подобная власть беспокоила элиту Амарров. У Тайного Совета, состоящего из пяти королевских Наместников, действия Изрекающих Истину всегда вызывали раздражение, но достаточных оснований для выступления против них так и не было найдено. Существовало негласное соглашение, что Изрекающие Истину не затрагивают случаи, имеющие политическую окраску — в обмен, их судебные решения никогда не подвергались сомнению. Разумеется, предусматривались и исключения, когда Священный Синод и Тайный Совет одобряли вмешательство Ордена в политические процессы. Как и следовало ожидать, подобные случаи не сулили подсудимому ничего хорошего. Абсолютно ничего хорошего.
Перевод © корпорация Seven Crafts