EVE online это постоянная война. Мужчины и женщины дышат ожиданием сражений и умирают, снова и снова, чтобы достичь своих целей. Но что бы это ни было — перестрелка огромных флотов на больших дистанциях, заходящее на беспомощного противника крыло скрытых бомбардировщиков, мечущийся с места на место в поисках наживы маленький ганг или даже флот, собранный ради отражения атаки Саньши или Слиперов, — каждому формированию подобного рода требуется командующий.

Люди, которые берут на себя такую ответственность, известны как ФК или командиры флотов. Хороший флитком может изменить ход сражения и принести кучке неумех победу, привлечь на свою сторону союзников. Лучшие флиткомы известны по всей галактике EVE благодаря своим навыкам и высоким должностям, занимаемым ими в сильнейших альянсах.

Быть флиткомом — задача не из лёгких.

Стать ФК

Многие ФК говорят о том, что они скорее были вынуждены принять эту роль, нежели выбрали ее самостоятельно. «Я вообще не собирался становится ФК.» — говорит Jayne Fillon, флитком популярного ныне Spectre Fleets, обобщая сказанное многими другими. — «Я присоединился к флоту бомбардировщиков, который собирался напасть на станцию глубоко в нульсеках. Когда мы прибыли на место, что-то пошло не так, причем очень быстро. Нашего главного флиткома быстро уничтожили, оставив тем самым флот без лидера, глубоко в нулях, без пути назад в хайсеки. Так что я просто выступил вперед и взял командование на себя.»

У других не было настолько драматичного начала их флотоводства, они видели потребность в лидерстве и приняли роль ФК. «Я просто видел, что нужен ФК, и стал им,» — говорит Sir Squeebles, популярный ведущий трансляций. — «Мой опыт говорит о том, что если уже есть уважаемый и опытный ФК, то никаких новых не будет появляться.»

Greygal, флитком Redemption Road, а так же инструктор Agony Unleashed, рассказывает похожую историю: «Когда я еще была в своей первой корпорации, обнаружила, что занимаюсь организацией многих сфер деятельности просто потому, что никто больше не хотел этим заняться. При организации мероприятий зачастую ты же являешься и их главным руководителем, что включает в себя командование флотом.»

Один из главных флиткомов Nulli Secunda, Canaris Roshaak соглашается с этим высказываем: «Как правило, я играл тогда, когда все наши альянсовые флиткомы уже спали, поэтому в это время не было никого, кто бы повёл нас. И вот как-то в одну из ночей я создал флот, парни, увидев его, присоединились ко мне, и я повёл их крушить патрули.»

Мотивация

Безусловно, всегда имеется пустующая роль руководителя, которая ждёт, пока ее займет кто-нибудь, но ведь не все рвутся взять бразды правления в свои руки. И причина, по которой они (ФК) выбрали именно такой путь разнится от человека к человеку. «Я всегда любил управлять, быть человеком, за которым хотят идти другие,» — говорит Mangala Solaris, командующий в Red vs Blue и представитель CSM. Для него мотивом к управлению является сама по себе управленческая деятельность, а так же помощь игрокам найти битву в EVE. — «Мне нравится знать, что именно мои действия делают увлекательным и насыщеным время, проведённое другими людьми в игре.»

У Ivanrus’а, CEO Wormhole Holders похожие причины: «Мне нравится анализировать ситуацию и воплощать собственные идеи в жизнь. Также это очень хорошая практика для улучшения навыков лидерства.»

Другие живут ради драйва и ощущения, что именно они лучшие. «Для меня главная причина быть флиткомом — это чистое соревнование.» — говорит Canaris. — «Я очень люблю соревноваться, и особенно выигрывать.»

«Есть что-то особенное в ответственности за судьбу десятков, а иногда и сотен человек, которые доверяют тебе себя и свои корабли.» — говорит Professor Clio из RvB. — «Это дает мне ни с чем не сравнимые ощущения, потому что если я делаю своё дело правильно, мои подчинённые получают море удовольствия, а если я ошибаюсь, то они теряют свои корабли.»

Многие повторяют слова Mangala и Clio, про то, что они любят, когда их подопечные довольны. — «Здорово знать, что я своими действиями укоротил время бесполезного валяния ваньки у пилотов.» — говорит Squeebles.

Один раз попробовав на вкус роль ФК, уже не сможешь остановиться. «Еще многое неизведанно в этой песочнице, но даже сейчас я получаю огромное удовольствие, даже слишком огромное» — говорит Jayne.

«Обычно, когда я командую, я закатываю в игре крутую вечеринку.» — говорит Greygal.

«Это своего рода зависимость (Один раз побывав в шкуре ФК, навсегда останешься в ней).» — говорит Zwo

Zateki, флитком сообщества RAISA .

Вживание в роль

Не будет новостью, что простое флотоводство не делает из тебя эксперта в командовании флотами. Каждый флитком, с которым я разговаривал, говорит, что сначала, при первых попытках, было множество взлётов и падений, которые они стойко переживали. «Нас очень быстро разобрали,» — говорит Canaris о первом вылете в роли ФК. — «Но меня это только раззадорило.»

Ошибки обязательно будут, не важно, как вы хороши в этом. «Как и любой другой, я начинал медленно и совершал множество ошибок,» — говорит Professor Clio. Тем не менее многие быстро приспосабливались и достигали все новых и новых высот. «Вскоре я перешёл от командования флотом из 10 человек на фрегатах ко все большим кораблям и флотам.»

Некоторые проходят этот путь намного дольше. Greygal, к примеру, шла к этому несколько лет, но она до сих пор не считает себя «действительно хорошим ФК». Один аспект она особенно выделяет: «Люди постоянно просятся на мои вылеты, значит, кое-что я делаю правильно.»

Трудности

Конечно же, роль ФК не для каждого. Squeebles очень точно высказался по этому поводу: «В EVE очень много людей, которые не имеют ни достаточно опыта, ни желания для этого. Они не хотят брать на себя ответственность за возможные провалы, поражения и потери кораблей.»

Кому-то не хватает храбрости проложить свой путь через все трудности, сущностью которых является то, с чем игроки больше всего несогласны. Как сказал об этом Squeebles: «Главная сложность в командовании флотом — это личность самого флиткома.»

По его мнению, это во много зависит и от самого флота. «Некоторые флоты, которые нацелены на определённую цель, стремятся побыстрее выполнить свою задачу с минимальными потерями, тем не менее, в большинстве своём более глобальной целью является битва сама по себе. Если рассматривать проблему в этом ключе, то главной сложностью является найти такую возможность для сражения, которая удовлетворила бы всех и в нужное время.»

Для Greygal’ы же главный аспект в этом вопросе — не тратить зря время других игроков, это вселяет в людей уверенность и желание участвовать. «Когда никто не хочет участвовать в вылете, который ты назначил, это ужасно разочаровывает.» Она не часто сталкивается с этой проблемой, поэтому может фокусировать своё внимание на другом. — «Предугадывание ожиданий это самая сложная часть для меня. Некоторые ждут грандиозных, славных битв, которые они видели в видео-роликах EVE, другие стараются избегать рисков и вступать только в те сражения, где они точно выиграют, а все остальные понимают, что флоты, которые я вожу, в сущности своей сообщества, нацеленные на веселье, залпы и взрывы.»

Другие рассматривают проблемы на тактическом уровне: «Осведомлённость о ситуации является ключевой, ее анализ требует очень много времени,» — говорит Professor Clio. — «Очень легко сдаться только завидев, сколько информации придётся обработать, чтобы дать верные распоряжения своему флоту.»

На это обилие информации делает упор Jayne: «Одна из самых тяжелых задач в работе ФК — изучение каждого корабля в отдельности и его задач, как их обычно «обвешивают» и как на них летают, а так же как с ними бороться. Вам следует быть изобретательнее и умнее либо на техническом, либо на тактическом уровне, чтобы победить вашего противника, а также потому, что тут нет более крутой кривой обучения, чем у флиткома.»

У других таких проблем нет. «Главное не зазнаться после ряда побед.» — смеётся Canaris о самой своей серьезной проблеме.

Ivanrus же говорит проще: «Да нет тут ничего сложного. Главное быть мотивированным и хотеть учиться.»

Доктрины

Многие, кто слышал что-нибудь о флотах в EVE, говорят о различных доктринах (концепциях построения и состава флота, ведения боя и принципов фиттинга кораблей — прим. перевод.), вроде Hellcat’ы, Центри Домики, AHAC и тому подобное. Но в реальности не все флиткомы строго придерживаются подобной политики.

«Я вообще просто объявляю желательный класс корабля (Hull size) и тип,» — говорит Greygal. — «Но при этом я стараюсь, чтобы мои требования были понятными как можно большему количеству пилотов.» Для нее это актуально по причине открытости флотов, которыми она командует.

Squeebles высказывает подобную точку зрения, полагая, что это помогает ему привлекать пилотов в свой флот. «Я думаю, что доктрины ограничивают и отбивают охоту у пилотов присоединяться к флоту. Все чаще в мой флот хотят вступить люди на шилдовых крейсерах со Скифами (Scyth), а если я требую особенный Т2 обвес, они зачастую не способны его использовать. Таким образом, „доктрина“ все чаще заменяется на „основное направление“, тему вылета». Более того: «У меня есть несколько доктрин для вылетов во время трансляций. Мы используем „Нищенский Т3“, который представляет из себя арморный флот из Т1 крейсеров. Изредка делаем вылеты на нано-шилдовых Dragoon’ах. Также используем боевые blackbird’ы. Было несколько случаев в прошлом году, когда мы вылетали на чем попало, но при этом получалось, будто мы следовали доктрине.»

Kutris, флитком EVE Flight School, говорит, что в действительности все зависит от задач. «Если это дежурный патрульный вылет, то тут требования к фиту не имеют особого значения. Главное, чтобы ваши пилоты любили летать на своих кораблях. Но если речь идет о серьезной операции и имеется информация о противнике, тогда требования к кораблям и фиту должны быть строгими, и как правило, это старые конфигурации, проверенные временем.»

Надежные и привычные доктрины очень важны для многих флиткомов. «Я стараюсь навязать всем пилотам доктрину своего флота для любого стратегического вылета. Состав и построение флота может быть тем основанием, которое перевесит чашу весов в сторону победы, особенно когда сталкиваешься лицом к лицу с умелым противником.» — говорит Caranis.

Caranis и Progodlegend: «Мы потратили несколько часов на теоретическую разработку нашего флота, основываясь на том, кто наши враги, что они обычно используют, или чего мы хотим достичь, используя наш флот. Мы пытаемся построить коцепцию доктрины вокруг одной из ключевых функций, например, маневренности, и использовать все, начиная от кораблей, наносящих основной урон, логистов, и заканчивая легкими для освоения новичками кораблями поддержки.»

Дисциплина

Не важно, является ли флот собранным согласно доктрине, или это флот из кораблей, собранных обывателями, ни тот, ни другой не добьется успеха в своих задачах, если люди не будут выполнять приказы и не прекратят заботиться только о себе. Хаос всегда является одной из причин уничтожения флотов.

«Тот, кто не намерен слушать, а хочет только бить баклуши, очень быстро исключается из состава флота.» — говорит Zwo.

Ivanrus следует по тому же пути решения проблем: «Я публично объявляю правила и прошу всех придерживаться их. Тех же, кто их игнорирует, я исключаю из состава флота.»

Следует отметить, что существует масса способов поддерживать дисциплину. «Можно сделать свой флот самоорганизованным,» — говорит Squeebles. — «Единственно верный способ поддерживать дисциплину — это иметь в своем флоте команду тренированных людей, способных усилить дисциплину у остальных.»

Jayne и Kutris предпочитают использовать голос (fus-ro-dah — прим. перевод.) для укрепления дисциплины. Kutris описывает свой способ поддержания дисциплины как «только словами, и не всегда хорошими».

Jayne называет это «голос флиткома». Большую часть времени он — расслабленный и добродушный командующий, но когда ситуация становится опасной, он ведёт себя иначе. «Когда люди не делают то, что я от них требую, я начинаю говорить своим „сердитым“ голосом, который демонстрирует, как же я разочарован в них, и чувство вины принуждает их к выполнению моих распоряжений. Если и это не срабатывает, то в силу вступает мой „гневный“ голос, которым я высказываю требования, но я придерживаю его для особых случаев. Главное — не срываться на крик. Будь спокоен и твоё спокойствие передастся флоту.»

Другие, тем не менее, не особо переживают по этому поводу. «Поддержание нужной дисциплины во флоте обычно не особо сложная задача,» — утверждает Greygal. — «Тот, кто достаточно опытен, имеет хорошее настроение большую часть времени. Недостаточно опытные обычно так боятся совершиться ошибку, что следят за каждым приказом и стараются следовать им дословно. Самое важное для флиткома в данной ситуации — суметь объяснить свои приказы и необходимость перемещения флота, основные цели, которые преследует данный флот, и то, что они (члены флота) могут ожидать в будущем.»

Canaris тем временем надеется: «Моя репутация в альянсе и коалиции сделает своё дело. После долгих лет командования флотами мои парни знают, кто я и как командую, и за большую их часть я могу сказать спокойно — они уверены в моих управленческих решениях. Во многих флотах плохая дисциплина исходит от людей, которые сомневаются в правильности решений нового или неопытного ФК.» Но, как и Jayne, он знает, что тон голоса может сослужить хорошую службу. «Изменения в тоне бывает достаточно, чтобы восстановить дисциплину во флоте.»

Принятие решения о вступлении в битву

Крайне важным является принятие решения о том, вступать или не вступать в битву. Многие неопытные ФК могут впасть в ступор, так и не решив «отмутузим их или смоемся?»

Очень многое стоит тщательно рассмотреть перед подобным решением. «Прежде всего я сравниваю составы флотов, обращаю внимание на то, кто флитком противника, знаю ли я его, также насколько важна та цель, которую мы пытаемся добиться этим сражением.» — говорит Canaris.

Постановку целей также выделяет и Squeebles, который прежде всего задает себе несколько вопросов: «Какова цель моего флота? В сущности, хороший ФК прежде всего анализирует сражение вопросом „Что хорошего в таком составе флота? Какие преимущества это дает?“, и после этого сравнивает свой флот с флотом противника. Если многие преимущества сводятся на нет составом флота противника, то нужно серьезно рассмотреть возможность избегания схватки.»

«На этот вопрос невозможно ответить точно без учета почти бесконечного количества переменных, которые могут возникнуть во время боя.» — добавляет Jayne. — «Когда выбираешь, вступать в бой или нет, это не просто, а „если“, это скорее „когда“, „как“, „где“ я вступлю в бой, и это действительно выявляет нужную разницу.»

Kutris обращает особое внимание на слабости: «Если враг слабее или равен по силе, мы вступаем в бой. Если мы проигрываем в количестве, уничтожаем тех, кто отстал от своего флота.»

Другие, тем не менее, просто вступают в битву, несмотря ни на что. «Если я вижу хоть какой-то шанс на победу или просто на красивую битву, я рвусь в бой.» — говорит Clio. — «Отказываюсь от сражения только в том случае, если абсолютно уверен в своем поражении.»

Greygal идёт в этом еще дальше, она просто спрашивает: «Могу ли я убить ОДНОГО из них? Именно так я решаю, вступать или не вступать в битву.» Ну, а когда битва оборачивается провалом? — «Я обычно трублю отступление, когда больше половины моего флота поднуты.»

Зная, что Mangala является одним из лидеров RvB, неудивительна его позиция: «Все решает ответ на вопрос — смогу ли я нанести им достаточный ущерб до того, как они нанесут его нам?»

Тактика

У всех свои предпочтения по тактике в EVE, и флиткомы не исключение. Каждый флитком имеет свой, особый путь ведения битвы.

Большинство согласны со словами Squeebles: «Открытое нападение. Нет другого всеобъемлющего определения. Одни нападают, другие защищаются.»

Greygal предпочитает вызывающе агрессивный, буйный стиль: «Моя любимая тактика — вломиться и начать стрелять!» — хотя она адаптируется под ситуацию, если это требуется. — «Были времена, когда я использовала тактику «бей и беги», чтобы уничтожить слабую цель во флоте, с другой стороны, это позволяло мне не ввязываться, и еще я отлично использую тактику GTFO, чтобы сохранить то, что осталось от моего флота, или избежать битвы со значительно большим флотом.»

«Грязные агрессивные сражения — то, что я действительно люблю. Мне помогает, что, как правило, я веду превосходящий флот, поэтому могу использовать грубую силу в случае необходимости, но если это не ведет к пирровой победе.» — отвечает Mangala.

Конечно же, не все предпочитают прямые, как армейский лом, сражения. RvB Clio предпочитает более тактически выверенные баталии: «Я предпочитаю битвы, в которых диспозиция и перемещения флотов важнее всего.»

Такое же мнение разделяет Canaris, по практическим причинам: «Можно победить во многих битвах, если умеешь сводить на нет вражеский урон через диспозицию войск или с помощью оружия радиоэлектронной борьбы.»

Jayne предпочитает снайперский стиль ведения боя из-за возможности использовать большое количество разных бойцов: «Это дает широкое разнообразие целей, которые могут быть эффективно атакованы, а также учит людей таким вещам как трекинг, угловая скорость, радиус сигнатуры, разрешение сенсора и другие очень важные аспекты боя EVE. Ошибки при снайперской доктрине непростительны и караются огромными потерями.»

Шоковая терапия для флиткома

Многие люди, активно участвующие в pvp, часто получают боевую встряску. Даже с опытными ПвПшниками подобное может произойти, когда случается принять на себя роль командующего. «Я привык получать хорошую встряску во время командования флотом.» — говорит Mangala. Но, тем не менее, он смог это преодолеть. — «Я постоянно сравнивал между собой цели в поисках лучших, чтобы быть наготове вовремя, обращал своё внимание на состояние моего флота и обеспечение того, чтобы мои звонки, трансляции и прочие приказы проходили так гладко, насколько вообще возможно. »

Clio очень долго пытался правильно описать то, что было у него на душе: «Это как будто вселенная игры становится настоящей, и все 100% мощности моего мозга направлены на обработку всей информации, которую игра выбрасывала на меня. Инстинкт берёт на себя часть нагрузки, и я выставляю цели в зависимости от степени их угрозы и бронированности, то есть я пытаюсь быстрее убрать как можно больше опасных противников с поля боя.»

Почти подавляющий поток информации — это одна из причин, по которым флиткомы испытают свои самые острые ощущения. «Не существует большего адреналинового всплеска, чем в начале атаки огромного флота,» — говорит Jayne. — «В памяти всплывает невероятный диапазон эмоций: волнение, предвкушение, страх, надежда и паника — это лишь некоторые из них.»

Greygal говорит, что существуют редкие бои, где вы «находитесь в своего рода зоне, и все встает на свои места: «Вы чувствуете связь с каждым в вашем флоте, ничего другого для вас уже не существует, только ваш флот, ваши цели, и все так гладко, так нереально. Это волшебно.»

Для некоторых, однако, управление флотом — рутинная работа. «На данный момент это уже на уровне рефлексов,» — говорит Canaris. — «Я знаю, как расположить свой флот, и что мои враги должны сгореть первыми.»

Kutris описывает это просто: «Единственная мысль в голове — не упустить момент, когда нам следует отступить, если бой для нас принимает опасный оборот.»

Kpeker, флитком антипиратского канала CXBATKA, говорит, что на самом деле размышления могут сыграть с вами плохую шутку: «Во время боя в моей голове ничего не происходит. Если это происходит, то сражение утеряно. Думать следует перед боем. Само по себе сражение это время постоянных непрерывных действий. Ты отключаешь свой разум и включаешь его только тогда, когда ситуация меняется в значительной степени. Тебе не нужен твой разум, ты должен доверять своему инстинкту.»

Советы начинающему флиткому

Это может показаться сложным для новых ФК, но советов хватит на всех. Все совершают ошибки, и по этому поводу Canaris говорит: «Не бойтесь проиграть, но учитесь на своих ошибках.»

Даже перед лицом неудачи следуйте совету Clio: «Просто делай это, снова и снова и снова. Со временем станет проще. В начале мы все были нубами. Даже лучшие флиткомы в игре делали глупые ошибки во время своих первых вылетов. И даже если вы совершаете ошибки, простой факт того, что вы заставляете себя делать это снова делает вас героем в моих глазах.»

Чтобы помочь вам пройти эти трудные времена, Jayne предлагает «найти сообщество, корпорацию или альянс, который позволит вам испытать себя без какого-либо давления и обязательств. Лучшее место для обучения там, где опытные игроки и флиткомы могут дать совет, обьяснить, где вы ошиблись, и показать, как в следующий раз не допустить этого.»

Squeeble также советует завести себе группу друзей: «Не стоит пытаться стать флиткомом для минералодобывающего альянса в 200 человек, если у вас нет опыта. Вы будете делать кучу ошибок, и всегда будут люди, которые не простят вам вашу неопытность, их доверие к вам как к флиткому будет очень сложно восстановить. Найди несколько друзей и создай маленький флот. Это будет та группа, с которой ты действительно сможешь чему-нибудь научиться.»

Также он добавил несколько ориентиров для вашего будущего обучения: «Записывай сражения на видео! Смотреть и слушать свои бои раз за разом очень весело, к тому же это хороший инструмент для обучения. Бои легче оценивать, когда ты в них уже не участвуешь.»

Greygal дает еще один совет: «Коротко и ясно. Поручай все, что только можешь. Спрашивай советов, но решения принимай сам. Тебе не нужно знать все корабли, приемы, системы и всех флиткомов-оппонентов в EVE, все что тебе нужно — это вылететь и начать действовать.»

Kpekep предлагает более широкий взгляд: «Найди свой собственный путь. Почитай немного классики о войне. Это поможет тебе понять причины действий и поможет уберечься от некоторых проблем.»

Заключение

Эту мысль повторяют все флиткомы. Быть флиткомом — одно из самых сложных и действительно стоящих занятий в EVE. Может показаться, что этого трудно добиться, или слишком рискованно, или что это уничтожит множество твоих нервных клеток. Но если ты чувствуешь в себе увереность и хочешь занести своё имя в летописи EVE — начни и сделай это.

Спасибо всем флиткомам, которые согласись отвечать на наши вопросы для этой статьи: Canaris Roshaak, Greygal, Ivanrus, Jayne Fillon, Kpekep, Kutris, Mangala, Professor Clio, Sir Squeebles, и Zwo Zateki.

Перевод © Xenia Wafm

[#] 05.05.2014 @ 07:55 by psk21office
+ 3 -
Действительно. Быть ФК - это ответственная и сложная работа. ответить
[#] 05.05.2014 @ 18:25 by jagernaunt
+ 0 -
В свое время в другой игре я был что то типа флит кома. Дошло до идиотизма ( у меня комп включается по будильнику сам) Естественно запускался скайп я еще только чай пил мне уже звонили и просили провести...

Скажу по себе, тяжело, марально в первую очередь остальное потом. Главное не перегореть. Я перегорел, больше не хочу вообще... ответить
- [#] 06.05.2014 @ 03:03 by Linia
+ 0 -
Каким образом ты обеспечил включение компьютера в нужное время? ответить
- [#] 06.05.2014 @ 06:50 by got999
+ 0 -
напрпимер с этим Auto-Power-on-Shut-down ответить
[#] 06.05.2014 @ 11:27 by jagernaunt
+ 0 -
Попробуй нагуглить. Куча прог есть. Сейчас точное название не скажу но у меня была прога в виде часов, там же будильник (выбор любой мелодии) собственно почему и поставил ну тяжко я просыпаюсь:) ответить
[#] 05.05.2014 @ 18:26 by jagernaunt
+ 0 -
низкий вам поклон флит комы я вас понимаю но и без вас тяжело:(

с уважением ответить
[#] 06.05.2014 @ 14:30 by Shantaram
+ 0 -
Хорошая статья, спасибо) ответить

Написать комментарий
 
EVE Online and the EVE logo are the registered trademarks of CCP hf. All rights are reserved worldwide. All other trademarks are the property of their respective owners. EVE Online, the EVE logo, EVE and all associated logos and designs are the intellectual property of CCP hf. All artwork, screenshots, characters, vehicles, storylines, world facts or other recognizable features of the intellectual property relating to these trademarks are likewise the intellectual property of CCP hf. CCP hf. has granted permission to EVE-RU to use EVE Online and all associated logos and designs for promotional and information purposes on its website but does not endorse, and is not in any way affiliated with, EVE-RU. CCP is in no way responsible for the content on or functioning of this website, nor can it be liable for any damage arising from the use of this website.